
КЛАУСТРОФОБИЯ
Под руководством Льва Додина в декорациях Алексея Порай-Кошица Сочиняли и играют: Марина Богданова, Виктор Васильев, Олег Гаянов, Алексей Девотченко (артист Александринского театра), Олег Дмитриев, Елена Калинина, Наталья Калинина, Александр Кошкарёв, Наталья Кромина, Виталий Куликов, Сергей Курышев, Данил Лавренов, Мария Лобачёва, Людмила Моторная, Мария Никифорова, Игорь Николаев, Наталья Соколова, Ксения Раппопорт, Екатерина Решетникова, Виталий Пичик, Адриан Ростовский, Владимир Селезнёв, Екатерина Старателева, Ирина Тычинина, Игорь Черневич, Татьяна Шестакова.
В спектакле использованы мотивы произведений Владимира Сорокина, а также Венедикта Ерофеева, Людмилы Улицкой и Марка Харитонова
Педагоги-репетиторы: Михаил Александров, Юрий Васильков, Валерий Галендеев, Евгений Давыдов, Валерий Звёздочкин, Юрий Хамутянский
Концертмейстеры: Елена Лапина, Анна Чернова. Ведёт спектакль Ольга Дазиденко Спектакль идёт без антракта Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут Спектакль создан при поддержке ЦЕНТА КУЛЬТУРЫ МС 93 БОБИНИ (Париж) Первое представление в Санкт-Петербурге - 30 сентября 1994 года
Статьи о спектакле Час Пик. №37. 1 марта. 1995. С.15 Нинель Исмаилова. Падение в свободу в Питере и триумф в Милане. (Известия. 28 декабря 1994 года) Елена Алексеева. Клаустрофобия. (Сцена. 1996. №10). Из откликов французской прессы. "Убиквисты" - это для меня самое-самое грустное слово" (Интервью с Олнгом Дмитриевым). Елена Алексеева. "Долго жить впотьмах привыкали мы..."
Клаустрофобия - боязнь закрытых, тесных пространств, состояние панического ужаса.
Из словаря новых слов и значений.
"Название спектакля возникло, когда мы импровизировали в студенческой аудитории. У каждого есть своего рода клаустрофобия. У каждого своя собственная. Это очень русская болезнь. Принято говорить, что наша страна огромна. Это правда? Она действительно огромна. Но проблема заключается в том, что это огромность, как ни странно, порождает клаустрофобию. В каком направлении ни пойдёшь, всюду Россия и всюду та же жизнь. Жизнь в четырёх стенах. В недавнем прошлом человек мог быть счастлив на своей земле, в кругу семьи, со своими друзьями, в своём Петербурге. Но при этом каждого преследовала мысль, что он не мог вырваться за эти пределы. Человек постоянно думал об этом, и внутри нас накапливалось огромное количество отрицательной энергии. Но клаустрофобия болезнь не только русская. Сегодня ею болен весь мир. Её напряжение ощущаешь на каждой границе. Страх быть запертым в каком-то воображаемом пространстве трансформируется в психоз, который рождает национализм . Национализм есть одна из форм клаустрофобии. Возникает вопрос: можно ли избежать клаустрофобии? Не имея точного ответа на этот вопрос, можно, тем не менее, сказать, что искусство является хорошим лекарством. Несмотря на все сложности жизни, вера в искусство ещё сильна. Именно эта вера даёт ещё надежду, и именно с этой верой мы делали этот спектакль. Будущий актёр должен знать сегодняшний мир. Он должен знать жизнь и в своей стране и за её пределами. Наши актёры и студенты много путешествовали по разным странам со спектаклем "Gaudeamus". Они много видели. Да и взгляд на реальность своей страны издалека становится более острым и болезненным. Как они видят мир и каким им представляется мир их детства? Именно такую тему и получили в качестве задания студенты Академии театрального искусства. Мы много импровизировали, много сочиняли вместе. В ходне импровизаций были использованы мотивы произведений современных авторов - Владимира Сорокина, Людмилы Улицкой, Венедикта Ерофеева, Марка Харитонова. И хотя в этих произведениях встаёт картина недавнего коммунистического прошлого страны, спектакль говорит о России после августовского путча 91 года. Новые времена породили новые фобии, неврозы, навязчивые идеи и в то же время новые надежды, новые открытия."
Лев Додин Петербург-Париж Декабрь 1993 - январь 1994 года
|