Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Елена Алексеева
<< к списку статей
Дядя Ваня

Дом, где по вечерам читают Чехова.

"Дом" для Малого драматического театра - ключевое слово. Это и название спектакля, с которого начался театр Льва Додина, и понятие, обозначившее мейнстрим творчества МДТ. Герои додинских спектаклей, будь то "Братья и сестры" или "Чевенгур", мечтают о Доме, строят свой Дом, разрушают дома, до них возведенные. Чеховские пьесы, составляющие ныне костяк репертуара, - не исключение. Здесь Дом тоже возводится в ранг метафоры. Его продают с молотка за долги, строят на песке, чтобы потом оказаться на болоте.

Только что в МДТ - Театре Европы состоялась премьера уже четвертого чеховского спектакля - "Дядя Ваня". И вновь дом, в котором живут Иван Войницкий и его племянница Соня, подвергается опасности: профессор Серебряков предлагает продать фамильное имение... Для него это простая недвижимость в двадцать шесть огромных комнат, для обитателей же - вся жизнь. Пожалуй, только в этом пункте расходятся герои спектакля. В остальном они все без исключения фигуры страдательные. Все переживают кризис среднего возраста.

Каждый несчастен по-своему. Профессор Серебряков (Игорь Иванов) - оттого, что из блестящего столичного ученого, любимца дам и студентов, превратился в пенсионера, прозябающего в деревне. Умница и красавица Елена Андреевна (Ксения Раппопорт), разочаровавшись в муже, никак не найдет опору в жизни. Доктор Астров (Петр Семак) страдает из-за того, что с годами стал смешным чудаком, "человеком с большими усами и малыми способностями". От неразделенной любви пьет и ерничает Иван Войницкий (Сергей Курышев).

Но вообще-то "Дядю Ваню" надо смотреть "в один вечер" со всеми остальными чеховскими работами МДТ: это эпопея, цикл, вроде древнегреческой "Орестеи". Одна судьба здесь связана с другой неразрывными нитями, вроде тех, которые держит в руках, словно парка, нянька Марина (Нина Семенова). Мир чеховских героев за сто лет превратился в мифологию. А в спектаклях Додина не только герои, но и вещи, сценические метафоры совершают "печальный круг", путешествуя из "Вишневого сада" в "Чайку" или в "Пьесу без названия".

Отставного профессора Серебрякова, которого Игорь Иванов играет человеком в футляре (застегнутый на все пуговицы, с зонтиком и в калошах), можно счесть постаревшим Петей Трофимовым. А иронический жест, которым доктор Астров указует на галоши, - прямая цитата из самого Игоря Иванова - Лопахина. Тогда герой, ударивший топором по вишневому саду, сомневался, что Петя в своих старых стоптанных галошах дойдет до светлого будущего. Теперь выясняется, что будущее мало отличается от безрадостного прошлого. Впрочем, все они когда-то начинали, как Петя Трофимов, на многое надеялись и многое обещали. Миша Платонов тоже прослыл в своем уезде светлой личностью. Но даже в "Пьесе без названия" от него уже, как он сам говорил, не было светло. А ныне Сергей Курышев, который играл обоих этих героев, на наших глазах переживает еще один всплеск надежды и отчаяния. Его дядя Ваня, надев синие нарукавники, теперь будет при тусклом свете сальных свечей дожидаться неба в алмазах.

Таких судеб с продолжением в чеховском "сериале" МДТ мы насчитаем десятки. Поэтому, повторяю, лучше смотреть цикл целиком, а не только премьеру. Обратный отсчет помогает не только проследить перемены в персонажах и актерах, но и нащупать почву под ногами. Как и в античной трагедии, здесь не только разбиваются сердца. Герои находят силы для любви и творчества, они смеются над собой и друг над другом, философствуют и мечтают о счастье. И в этом нисколько не отличаются от зрителей, способных сотни раз, словно впервые, выслушивать слова о сюжете для небольшого рассказа, о том, как чуден сад в пору цветения, о человеке, в котором все должно быть прекрасно.

Театр, как и человек, тоже порой ощущает "кризис среднего возраста". Однако в МДТ знают секрет, как выбираться из кризиса. Здесь внимательно читают Чехова. А у него, словно в Библии, все написано.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET