Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Елена Алексеева
(Сцена. 1996. №10)
<< к списку статей
Клаустрофобия

Клаустрофобия.

Санкт-Петербург. Малый драматический театр. Постановка Льва Додина. Художник Алексей Порай-Кошиц.

Название спектакля рисовало в воображении тесную конуру, что-то в стиле Кафки. Но художник, как и в других своих спектаклях, предложил противоположное первым, поверхностным ожиданиям. Идеальное в пропорциях пространство, белый зал с распахнутыми навстречу нам стенами и классическим строем высоких окон. Гладкий пол, у одной из стен - балетный станок. "Что здесь было раньше?" - "Не помню точно, то ли институт театральный, то ли училище коммерческое..." Действие происходит в эпоху беспамятства, хотя обрывки впечатлений, знаний мелькают, так же как тени минувшего - танцующие призраки в легких пепельно-серых одеждах. Прообраз этой декорации вполне конкретен: аудитория 6 Тенишевского училища, ныне носящая номер 319. Здесь учатся додинцы, актеры и режиссеры, из чьих этюдов и размышлений родился спектакль. Пространство доброе, светлое, предназначенное для творчества. Этот изначальный импульс в спектакле сохранен, но антитезой созидательной силе искусства предстает разрушительная сила клаустрофобии.

Чистый лист жизненного пространства пачкают, гладкие стены проламывают, срывают двери с петель, тяжелым ударом пробивают дыру в полу... Обитающие в этом мире существа (люди?) страшатся не столько замкнутого, сколько гармоничного пространства. В финале они устраивают даже аутодафе, пожар, огонь от которого бежит по стенам, языки пламени заглядывают в окна.

Однако режиссер и художник превращают этот злобный огонь в очистительный: в следующий момент образуется костер из воздетых рук, хор, над которым воспарит девушка в белом - "идеальное сопрано". Вот уже второй спектакль делает Алексей Порай-Кошиц для самых молодых учеников Додина. Первым был "Гаудеамус", где тоже царила белая заснеженная пустыня, пространство амбивалентное: сквозь доски и дыры солдатского нужника проглядывали очертания "Страшного суда" Фра Филиппо Липпи.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET