Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Моника Неллиссен
Вельт, 2 февраля 2011
<< к списку статей
Гастроли

Потрясающее мастерство

Дни Лессинга: «Жизнь и судьба» в постановке Санкт-Петербургского Малого Драматического Театра

 

Генрих Бёлль был прав, сказав, что роман его еврейского коллеги, писателя Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» едва ли можно описать как книгу, скорее как «мощное предприятие». Как и этот монументальный эпос, создававшийся автором на протяжении десяти лет, так и спектакль Санкт-Петербургского Малого Драматического Театра, который гостил с постановкой в театре «Талия» в рамках фестиваля «Дни Лессинга», стали проявлением потрясающего своим величием мастерства. Главный режиссёр театра «Талия» Йоахим Люкс бесспорно обогатил программу фестиваля, включив в нее постановку Льва Додина. В конце представления, которое длилось почти четыре часа, зрителям пришлось набрать в лёгкие побольше воздуха, прежде чем отблагодарить актёров продолжительными овациями.

 

Во время второй мировой войны Гроссман был военным корреспондентом на советском фронте и почти до последнего дня участвовал в Сталинградской битве зимой 1943 года. События битвы под Сталинградом стали центральной темой романа «Жизнь и судьба», в котором переплелось множество сюжетных линий: преследование евреев в нацистской Германии и в России, зверские преступления в немецких концлагерях и советских ГУЛАГах, террор сталинских времен. Гроссману удалось с поразительной ясностью объяснить сходство фашизма и сталинизма. Его книга была запрещена к публикации в советской России. Он умер в 1964 году, так и не став счастливым.

 

Сцена неярко освещена. Мебель, накрытая газетами, в квартире, в которой очевидно очень долго никто не бывал. Это квартира принадлежит семье физика-ядерщика Виктора Штрума (Сергей Курышев), о судьбе которой повествует пьеса. Стальная сеть, протянувшаяся через всю сцену, символизирует то волейбольную сетку, то забор концентрационного лагеря. Выходит Анна Штрум (Татьяна Шестакова), мать Виктора. Призрак еврейки, женщины-врача повествует о своей жизни: унижения, запрет на профессию, депортация в гетто, убийство. Она написала обо всём в прощальном письме своему сыну. Её притча о жизни заканчивается словами: «Живи, живи, живи вечно! Мама». Насколько то, что пишет мать, трогательно, настолько поразительно актриса ведет повествование.

 

«Мы снова дома. Всё изменилось», – слова, которые Виктор произносит, вернувшись в квартиру, затянутую серой паутиной, звучат двусмысленно. Его оклеветали как еврея и реабилитировали как важного физика-ядерщика, теперь он возвращается в свою прежнюю жизнь.

 

Многоплановые ретроспективы, пересечения, тесные связи  и искусные переплетения с лёгкостью снова и снова вводят сцены жестокости войны, картины немецких концлагерей и советских ГУЛАГов, заговорщицких собраний и событий личной жизни. Так складывается тягостная панорама той ужасающей эпохи.

 

Виктор, который прежде прислушивался к своей совести, в конце концов, становится патриотом советского режима. Сталин лично пожелал ему «успехов в работе». Как сумасшедший Виктор танцует, любит свою жену Людмилу (Елена Соломонова играет её с меланхолично знающим величием) и не замечает, что его используют. Это близко нам. Как и история любви сестры Людмилы, Жени (Елизавета Боярская) и её возлюбленного Новикова (Данила Козловский превосходно играет), командира на Сталинградском фронте. У Жени он учится быть человечным, за что подвергается мучениям, в то время как на два такта раздается па-де-катр из «Лебединого озера» Чайковского. Подобными ироничными музыкальными сопровождениями Додин пользуется редко. Они становятся карикатурно ужасающими, когда в лагерях на построении, которое в большинстве случаев – предвестник смерти,  то на немецком, то на русском языке звучит «Песнь моя, лети с мольбою в тихий час ночной». «Когда мы смотрим в лицо друг другу, мы смотрим не только на ненавистное лицо, мы смотрим в зеркало», – говорит один из героев. Додину удалось со всей остротой передать эту мысль.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET