Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
<< к списку статей
Гастроли

О силе русского драматического театра

О силе русского драматического театра

Жизнь и судьбагастроли Санкт-Петербургского Малого Драматического Театра в рамках фестиваля «Дни Лессинга» в гамбургском театре «Талия»

Гамбург, 31 января, 2011 г. Волейбол. Женщины и мужчины играют, молча перекидывая мяч через сетку. Потом появляется маленькая пожилая женщина, рассудительно, но в то же время с трагичными нотками в голосе она повествует о том, как была разрушена её жизнь. Её история, как красная нить, проходит через всю постановку, которая длится почти три с половиной часа. Такой же красной нитью становится «сетка», которая за вечер становится решёткой то сибирского ГУЛАГа, то немецкого концлагеря. Малый Драматический Театр из Санкт-Петербурга с честью выступает на подмостках театра «Талия».

Гастрольный спектакль многочисленной труппы под руководством режиссёра Льва Додина в рамках театрального фестиваля «Дни Лессинга: обо всём на свете» стал своего рода эпическим посланием – это невероятно яркая и мощная историческая  реконструкция, спектакль на высочайшем уровне русского театра. Да, стоит подчеркнуть – «русского» – нам даётся возможность почувствовать кожей то, что называют «игра на пределе».

Звонок от Сталина

Роман «Жизнь и судьба» русского писателя и военного корреспондента Василия Гроссмана, представленный в монументальной инсценировке Льва Додина,  в первую очередь описывает события русской истории. На протяжении десяти лет Гроссман писал ключевое произведение своей жизни – многоплановый роман, в основу которого писатель положил личный опыт и переживания.  В 1960 году он отправил текст книги в газету с предложением напечатать. Роман был сразу запрещён к публикации, а службы разведки лихорадочно изымали копии рукописи, чтобы предотвратить распространение книги.

Впервые роман был опубликован в Лозанне в 1980 году и лишь в 1988 году во время перестройки – в Москве. Эпос, пронизанный идеей гуманизма, аналитически и философски исследует советскую реальность в кульминационный момент её истории – битве за Сталинград – и раскрывает последующую эпоху антисемитизма и тоталитаризма.   

Исторические факты сопоставляются с пробным камнем добра и принятия решений отдельной личностью. В 1943 году русский еврей, физик-ядерщик Виктор Штрум (Сергей Курышев) возвращается с семьей из эвакуации в Москву. «Желаю вам успеха в работе». Звонок, о котором Штрум и подумать не мог: Сталин на проводе. Это символизирует восстановление прав Штрума как исследователя, вскоре после того, как  в ходе антисемитских интриг его оклеветали как врага государства и отстранили от работы в Московском институте ядерной физики. Ветер поменялся...

Жизнь среди убийц

Сложен вопрос совести, который стоит перед Виктором Штрумом: проложить дорогу для своих исследований и одновременно оставаться безучастным к участи близких и друзей, которых заклеймили врагами народа, которых истязают и убивают в сталинских ГУЛАГах. Центральной темой романа является сопоставление антисемитских режимов, практикующих презрительное отношение к человеку, – фашизма и сталинизма. Как ведёт себя человек, живущий при таких устрашающих идеологиях? Физик Штрум принимает решение о родственниках, которых нужно бы попытаться спасти: «Мне очень жаль их, но их судьба не стала моею судьбой».  Тем не мене, в сумятице этой эпохи можно встретить людей, с которыми не доводилось сталкиваться раньше, и доброта человеческая всё-таки есть, независимо от религиозных и идеологических целей.

В состав труппы входит 21 актёр, вместе они – хорошо сыгранная команда. Однако, кажется, что тон задаёт Виктор Штрум, роль которого исполняет Сергей Курышев. С такой поразительной одухотворенностью и витальностью и русским языком с его удивительными тремоло этот человек вибрирует и трепещет на подмостках, что почти кружится голова, а в ушах едва не начинает звенеть.

Игра по методу Станиславского

Один из самых известных примеров постановочной методики Константина Станиславского, величайшего русского учителя драматического искусства и реформатора в области театральных постановок начал 20 века, – это упражнение с теннисными мячами.   Актёры не говорят, а формулируют высказывания при помощи мяча, который перебрасывают своему собеседнику.

Случайность это или нет, что подобный прием в переносном смысле использован в начальной сцене постановки «Жизнь и судьба», но для немецких зрителей эта сцена в любом случае исключительно многозначна. Малый Драматический Театр, который также называется Театр Европы, уже побывал во всех уголках мира с многочисленными гастролями, но хранит верность почётной отечественной традиции. Главный режиссёр Лев Додин.

Репетиции Льва Додина проходят плодотворно, другими словами не скажешь: его труппа репетирует годами! На его репетициях все актёры должны попробовать вжиться во множество ролей.  Материалом они овладевают по системе Станиславского, используя методику этюдов: актёры с каждым разом глубже погружаются в материал, с которым работают, исполняя сценические этюды в форме относительно свободной импровизации. Так создаются многочисленные варианты текста и игры, выработанные коллективно. Окончательное распределение ролей зачастую происходит незадолго до премьеры.

Цунами в театре

Полное погружение обеспечивает аура глубины и содержательности, которая царит на сцене. И: этот метод, пожалуй, и рождает ту эпическую силу, которой постановка «Жизни и судьбы» грозит поразить нас до смерти. Переплетая сцены между собой, режиссёр Лев Додин создает своего рода неповторимую сетку времени. Он не придерживается хронологии, устремляется из одной временной плоскости в другую, переносится из одного места в другое, частично события накладываются, а иногда идут параллельно друг с другом.

Космос, царящий на сцене, создает эффект волны-цунами, которая – да-да – в некотором роде совсем не по-немецки накрывает очень внимательных в своём большинстве гамбургских зрителей.  Время от времени начинаешь тонуть в обильном мощном потоке эмоций, информации, декораций. И как гром звучат бурные аплодисменты под занавес этой необыкновенной постановки.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET