Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Джанфранко Капита
("Иль Манифесто", Рим, 19 декабря 2004)
<< к списку статей
Гастроли

Дом, в который пришла "оттепель".

С тех пор, как 15 лет назад его спектакли начали выезжать на гастроли заграницу, Лев Додин всегда демонстрировал в своих постановках то, что отличала его от других мастеров русской сцены - нежелание принудительным порядком отменять прошлое. Причем нежелание это основывается не на идеологии или беспринципности, а просто на человечности. Относясь ко многим аспектам советского общества критически и без всяких иллюзий, этот режиссер из Санкт-Петербурга все же продолжает без устали свои попытки разобраться в фактах и причинах того, почему история его страны развивалась именно так, как развивалась. Он также не строит никаких иллюзий насчет легкой жизни при капитализме, но продолжает нести ответственность, которая миновала тех, кто, как говорит сам режиссер, "не осознавали, что происходит в стране". В этих театральных изысканиях, где поэзия основывается на историческом анализе, и протекает его работа, от всеобъемлющей саги "Братья и Сестры" до мюзикла нового поколения "Гаудеамус" и "Чевенгура".

Действие последнего спектакля МДТ, созданного под его руководством, начинается в поистине переломный момент истории СССР, после двадцатого съезда Партии, на котором Хрущов положил начало "оттепели" после сталинского режима. Спектакль подписан Игорем Коняевым, но под художественным руководством Додина и кажется спектаклем самого Додина. Автор "Московского Хора" - Людмила Петрушевская, достаточно известная в Италии писательница (например, "Чинзано") ; ее тексты первыми увидели свет во время горбачевской перестройки. Мы видим спектакль не про советское общество, а в прямом смысле про один советский дом. Внутри тесного и перенаселенного пространства в сценографии Алексея Порай-Кошица все заросло, как густыми сорняками, мебелью. И хотя память отсылает нас к некоторым задушенным мебелью спектаклям Ронкони, создавшаяся на сцене атмосфера напоминает скорее о другом знаменитом спектакле Додина, "Клаустрофобии".

Внутри этих комнаток, располагающихся одна в другой и одна над другой, несравненные актеры Малого Драматического создают мир семьи, принужденной к "сожительству" с появлением многочисленных родственников: мать с тремя детьми, муж-моряк, вечно в командировках, возвращающийся лишь на несколько часов - как становится понятно, чтобы собрать свои вещи и переехать к женщине, которая в каком-то далеком поселке ждет от него ребенка. Старшая дочь-красавица, как оказывается, ждет ребенка неизвестно от кого. В дверь в поисках крова стучатся обездоленные тети и племянницы. И все это переплетается с бесконечными родственниками, друзьями и знакомыми разных мастей.

И все они вместе, как только на сцене появляется их дирижер, сливаются в тот самый "московский хор", который является для них высшей формой организации. Единственные минуты просветления среди горечи жизни и личных и общественных катастроф случаются, когда герои поют. Они бесконечно репетируют Перголези и Баха, и для римского зрителя становится истинным наслаждением слушать, как в сопровождение живого пианино вся труппа поет восхитительными профессионально поставленными голосами. Гибнет любовь, разрушается семья, расстаются возлюбленные, но требовательный дирижер призывает всех оправдать высокое звание хора "чтобы встретить на станции дрезденский хор".

Направляет движение всей этой бурлящей в пределах одной квартиры человеческой массы (ко второму акту проходит год, наступает 57ой, когда в чем-то уже приходится платить за уверенность 56ого) мать морского офицера-главы семьи, нежная, но упорная женщина, мечтательница, одной ногой всегда стоящая в воображаемом мире. Эту роль играет Татьяна Щуко, великолепная актриса, внешне слабая и седая, но волшебно подвижная и умеющая полностью завладеть вниманием публики малейшим точно отмеренным жестом. Она и ее героиня покорили всю Россию. И здесь, в Риме, публика узнает в ней ясность мысли и страстность Льва Додина.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET