Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Франко Корделли
"Коррьере делла Сера", Италия. 9 октября 2014
<< к списку статей
Коварство и любовь

Драма Шиллера. Обреченная любовь Додина – дивный удар в сердце.

Прежде чем идти в театр, в Грасси в Милане, прочитайте сперва пьесу, которую вам предстоит посмотреть, «Коварство и Любовь» Фридриха Шиллера, написанную в 1784 году. Смею полагать, что если вы сначала прочитаете пьесу, а потом посмотрите спектакль Льва Додина с его актерами Малого Драматического Театра из Петербурга, то вы получите дивный опыт (я это прилагательное никогда не использую): может быть менее чистый, чем просто посмотреть спектакль, но более захватывающий и поучительный. Вы снова поймете, чем может быть театр.

 

Я раньше на знал эту драму Шиллера, историю любви Фердинанда и Луизы, он сын аристократа, она – мещанка, дочь музыканта, который учил Фердинанда играть на флейте. Любовь этих двоих молодых людей, столь разных по социально-классововой принадлежности, сама по себе скандал, она не имеет права ни на существование, ни на развитие. Шиллер пишет о несправедливости маленьких немецких герцогств в его время, о произволе власти. Ни один отец, жаждущий женить сына на британской леди-фаворитке герцога, ни другой отец, жаждущий спасти дочь от сердечных мук и себя от тюрьмы, где он уже успел побывать, и от грозящей ему смертной казни – ни один, ни другой отец не могут вынести этой любви.

 

Ханс Маер пишет о пьесе: «ни в одном другом литературном произведении 18ого века не выражен с такой интенсивностью конфликт между интересами государства и счастьем человека.» ему противоречит мнение Бенедетто Кроче: «Композиция «Коварства и Любви» слишком умственна, литературная вторичность напоминает нам мещанские романы Англии и Франции и драму Лессинга «Эмилия Галотти».» То, что «Эмилия Голотти» явилась источником, несомненно, да и романтизм в 1784 году уже набирал силу, чтобы вскоре развиться максимально. Читаешь «Коварство и Любовь», и кажется, что прав Кроче. Конечно, темы политики и любви очень сильны, но они словно отталкивают современного читателя мелодраматическим изложением. Может, и убеждают, но уж точно раздражают повороты сюжета – мелодраматичнее некуда. Но спектакль – это совсем другое дело, это удар в сердце: ибо Додин, хоть и адаптирует (немного) текст, достигает результата, обратного любой мелодраме. Спектакль начинается с поцелуя, сцена пуста, царит абсолютная тишина – и это немедленно убеждает нас в истинности любви Фердинанда и Луизы. Затем остальное: сдержанная сценография (5 деревянных осей образуют крест-распятие и дверь); бесконечное разнообразие жестов каждого артиста (и у великолепной Ксении Раппопорт в роли Леди, и у Данилы Козловского в роли Фердинанда, и у Елизаветы Боярской в роли Луизы, и у Игоря Иванова в роли всесильного отца Фердинанда…); ситуативный юмор и ирония; умение артистов использовать тело в пространстве.

 

В финале темное пространство освещено канделябрами. На сцене появляются крупные символические предметы: семь столов как семь печатей образуют смертельный загон. Но навсегда мне запомнится последний поцелуй – с которым Луиза в отчаянии и вместе с тем с состраданием бросается на шею своему убийце Фердинанду (как ни сложно в это поверить, но ему суждено стать ее убийцей). Оба они на пороге смерти, отравленные скорее чужим коварством, нежели своею любовью: чудовищной ложью, на которую была вынуждена Луиза, чтобы спасти жизнь отца.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET