Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Дидье Мерёз
КРУА
<< к списку статей
Гастроли

Будоражащий «Вишневый сад» Льва Додина

Ноябрь 2014 года. Санкт-Петербург. Улица Рубинштейна, дом 18. Зрители толпятся у входа в МДТ. Как ясно из названия, Малый драматический театр небольшой и рассчитан менее чем на 500 мест. Здание, выполненное в классическом стиле, ютится между двумя старинными высокими постройками. Сдав в гардероб пальто, головные уборы и даже теплую обувь, без которой не обойтись в этот морозный день (-8°С), постепенно собирается публика, пытающаяся согреться до начала спектакля. Одни проводят время в холле, пол которого выстелен красным ковром, другие прогуливаются по залу, рассматривая фотографии актеров. Вдруг раздается музыкальный звонок. Спектакль вот-вот начнется.

Петербуржская публика аплодировала «Вишневому саду». Спектакль поставлен Львом Додиным - одним из величайших театральных мэтров России и всего мира, который руководит Малым драматическим театром на протяжении более тридцати лет. Каждое из его творений - важное культурное событие. При этом не важно, перерабатывает ли он современные тексты  («Жизнь и судьба» Гроссмана, «Gaudeamus» Каледина и т. д.) или обращается к классике - «Король Лир» Шекспира, «Братья и сестры» Абрамова и, конечно же, работы Чехова: «Платонов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Спектакль «Вишневый сад», с которым режиссер приехал в Париж, не исключение. На протяжении всех трех часов публика Малого драматического театра зачарованно наблюдала за действом.

Последнее произведение Чехова, его завещание, которое он закончил незадолго до смерти, 15 июля 1904 года, хорошо известно в России. В нем рассказывается история брата и сестры, Гаева и Любови Андреевны, которые владеют вишневым садом. Действие происходит в Российской империи в самом начале XX века, на заре индустриализации. Так и не повзрослевшие, разоренные и слишком слабые, чтобы бороться за спасение своего имения, они будут вынуждены его продать. Они находятся в окружении друзей, слуг, кредиторов, а также Лопахина, чьи родители были крепостными в этом самом имении. Решительно настроенный сколотить состояние, немного влюбленный в Любовь Андреевну и руководимый жаждой социального реванша, он покупает вишневый сад. Едва заключив сделку, он тотчас отдает распоряжение срубить деревья, и вскоре до нас долетают звуки топора. Некогда благоухавший вишневый сад он разобьет на участки, которые будет сдавать городским жителям, мечтающим провести время на даче… 

Мир Чехова – это не наш мир XXI века. Однако сходство все же очевидно. Особенно в России, где – как и во всем мире, как нам напоминает Лев Додин, эра надежд часто сменяется временами, глухими к вопросам гуманизма и культуры и ознаменованными погоней за богатством и властью. Чехова называют пророком. Однако постановка, в которой авторский текст не подвергся каким-либо сокращениям, не несет в себе ностальгии по прошлому и ощущения того,  что «раньше было лучше». Вместе с Чеховым, «врачевателем душ», она повествует о гуманности, безнадежно ослабевающей в борьбе с жестокой реальностью современного мира, о смешении чувств и порывов.

Здесь нет ни доли реализма. Ни самовара, ни русской народной музыки – единственные мелодии, которые можно услышать – «My Way», «Все хорошо, прекрасная маркиза», полька… Пустую сцену перекрывает белое полотно - не то тонкая портьера, не то экран. На него проецируются кадастровые карты, фотографии, черно-белые немые фильмы, которые обычно показывают в семейном кругу. Сохранившиеся записи станут единственной памятью о счастливых днях, проведенных в тени вишневого сада…

Покрытая чехлами мебель и остальная утварь, которой суждено покинуть дом, несмотря на то что о продаже имения еще не объявлено, расставлена на авансцене и вторгается в зрительное пространство, которое становится неотъемлемой частью представления. Весь театр – вишневый сад, последний оплот сопротивления, единственное прибежище идей и мечтаний.

Кроме старого лакея Фирса с поседевшей бородой, облаченного в невзрачную ливрею, все герои чаще всего выходят из глубины зала, позволяя зрителям почувствовать себя частью происходящего. Роли исполняют одиннадцать актеров труппы Малого драматического театра (которая в общей сложности насчитывает около шестидесяти человек). Пройдя становление под чутким руководством Льва Додина, они ослепляют своей легкостью и непринужденностью, меткостью и находчивостью. Уносясь в почти нереальный мир, актеры неизменно следуют тексту и слышат друг друга. Так, звезда русского кинематографа Данила Козловский –ученик мэтра. Он неподражаем в роли Лопахина, сына мужика. Надо видеть, как, купив вишневый сад, он триумфально носится по дому, пофыркивая от восторга, и с диким ликованием завладевает пространством. Что будет с этим кулаком завтра, когда к власти придут советы? Сегодня он танцует, как и все. На вулкане.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET