Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Хелен Эпштейн
Интернет - журнал "Арт-Фьюз"
<< к списку статей
Гастроли

"Причины полюбить «Три Сестры» Малого Драматического Театра"

Почему мне так полюбился спектакль по чеховской пьесе «Три Сестры» Малого Драматического Театра? Причин не перечесть:

Во-первых: эта труппа – театру 70 лет, в штате 58 артистов – сыграла трехчасовую классическую пьесу без сокращений, без уменьшения списка действующих лиц, в всем блеске начала 20-ого века, когда пьеса была написана – тогда не ориентировали количество персонажей на финансовые возможности культурного сектора. Американские оперные труппы до сих пор находят прибыльным ставить классику (проект Метрополитен «опера в интернете») и американские великие оркестры все еще от случаю к случаю играют – а их за это ругают – симфонии великих композиторов 18 и 19 века. Но большинство сцен Америки – за исключением университетских театральных факультетов и пары фестивалей – в основном, счастливо освободились от нашего общего драматического наследия – Чехова, Ибсена, Стриндберга, Шоу, Уайльда – сетуя на невероятно большие списки действующих лиц и на отсутствие интереса и укороченные возможности внимания у публики. Поставленная впервые в МХТ в 1901 году, со Станиславским и Ольгой Книппер в главных ролях, «Три Сестры» - это не просто великая пьеса, это воплощение истории театра.

Во-вторых: Уберите мужчин и их борьбу за право быть альфа-самцом в этом провинциальном гарнизоне в российской богом забытой глубинке, и сердцем пьесы окажется сложный групповой женский портрет: три осиротевших и очень разных сестры — принявшая роль матери за всех волнующаяся Ольга, эксцентричная остроумная Маша, взбалмошная и трогательная Ирина. Это трио так же знаменито в славянских культурах, как сестры Бронте (у них тоже был тот еще брат) или сестры Марч из романа «Маленькие Женщины» в англо-американской литературе. Три сестры – как большие шекспировские роли – дают актрисам шанс сделать карьеру или изменить ее, как и роль эгоистичной Наташи, их невестки, и, конечно, роль чеховской преданной старой няни Анфисы.

В-третьих. Чехов умудряется заставить нас узнать и рассмеяться смехом узнавания в связи с самого разного толка разочарованиями и отчаянием, которые он диагностировал в личной и общественной жизни обитателей предреволюционной России. Он с огромной силой показывает, как ядовита может быть тоска по прошлому и по прежнему – в случае сестер это дом их детства в Москве – так же ядовита, как и болезнь скуки; и как обе эти напасти влекут за собой оправдания, соблазн компромисса, депрессию и, наконец, насилие.

Теперь все-таки о спектакле. Режиссер Лев Додин родился в Сибири в 1944 – в том же году МДТ был основан в Петербурге. Он начал ставить в 1966 году и воспитал поколения людей театра. “Во всем мире сегодня люди очень хорошо понимают, что такое несбывшиеся надежды, утраченные иллюзии, несбывшиеся любови,” – пишет он в режиссерских заметках в программке. “Все мы, к сожалению, понимаем суровый язык жизни, в которой надо сохранить себя и в которой надо сохранить достоинство несмотря ни на что.” Додин явно прекрасный партнер для Чехова.

Я думаю, что то, как Додин видит «Три Сестры», связано с его опытом жизни в Советском Союзе и после Союза. Многие из 58 артистов труппы служат в МДТ уже несколько десятилетий, их работа в ансамбле безупречна. Многие из артистов уже играли друг с другом в спектаклях МДТ по Шекспиру, Стриндбергу и О'Нилу, а также в других шедеврах Чехова. Их биографии в программке интересно читать в антракте: указано не только, в каких крупных государственных учебных заведениях они учились, но и имя мастера курса – видимо, так в России передаются из поколения в поколение театральные традиции, которых в США уже не осталось.

Здесь нет маленьких ролей. Каждый актер или актриса сами по себе могут уверенно держаться на первом плане – и в то же время они умеют идеально влиться в многочисленные общие картины взаимоотношений, которые созданы Додиным. Эти удивительно красиво построенные и освещенные картины отношений людей – как музейные портреты, они живут у тебя в памяти долгое время после конца спектакля.

Многие из этих образов заключены в оконные рамы простой внешней стены деревянного дома – громады, которая двигается все ближе и ближе к зрителю по мере того, как режиссер помогает нам узнать героев все ближе и интимнее. Как и следует ожидать от режиссера-ветерана, Додин очень ясно и связно представляет себе спектакль и выбрал художников – сценография и костюмы, свет, звук – которые работают между собой столь же бесшовно, как и артисты.

Все артисты играют замечательно. Если кто-то не окончательно меня убедил в 1-ом акте, во 2-ом я забыла все свои сомнения. Если сперва движения артистов показались мне заученными, я вскоре научилась получать удовольствия от их умения «брать» сцену. Они говорили текст как будто играли музыку; можно было читать великолепные чудно переведенные английские титры у них над головами и плыть на волнах их речи.

Я видела великие спектакли по Чехову, в которых труппа была одета в белое. Хотя тон этой постановки совсем не тоскливый и в ней много момента отдохновения смехом, общая палитра додинских «Трех Сестер» темная.

Офицеры одеты с скучную форму, гражданские – в темные цвета. Слова и темы повторяются, как вздохи. Идет время, дети родятся… когда я женился, я думал, мы будем счастливы… жизнь еще не кончена… Военный доктор признается, что позабыл все медицинские знания – он в среду уморил пациентку. Ирина забыла итальянский – не помнит, как по-итальянски «окно». Никто из трех сестер никогда больше не вернется в Москву. Мелодические слова, полные желания и сожалений, возбуждения и скуки, повторяются снова и снова, напоминая – мне лично – симфонии Малера.

Я глубоко благодарна АртсЭмерсон за то, что они привезли МДТ в Бостон и надеюсь на новые встречи с этим театром.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET