Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
<< к списку статей
Синий свет

AUF WIEDERSEHEN, ЛЕНИ!

Милош Форман в автобиографии вспоминает: режиссером он решил стать после того, как впервые в детстве увидел «Белоснежку и семь гномов», мультипликационную ленту Уолта Диснея 1937 года. Яркость красок настолько потрясла пятилетнего мальчика, что он еще долго не мог прийти в себя после просмотра. Чтобы как-то взбодрить ребенка, мама купила пятилетнему Милошу мыльце в форме одного из гномов. Этот кусочек ребенок хранил — умываться ему казалось святотатством.
Рисованная «Белоснежка» — картина легендарная, вошедшая в список must see для всех, кто хочет научиться понимать киноязык. Ровно так же, как черно-белые полотна «Триумф воли» и «Олимпия» Лени Рифеншталь, европейской коллеги Уолта Диснея. По этим лентам до сих пор изучают особенности построения кадра, искусство монтажа.
Мало кто знает, но в 1938 году режиссеры встретились. Рифеншталь посетила сначала Нью-Йорк, затем Голливуд: хотела лично представить американской общественности свою «Олимпию». Ничего не вышло, фильм так и не вышел в прокат: накануне в Германии состоялись погромы, были зверски убиты тысячи евреев — та самая ночь, получившая позже название «хрустальной». Против режиссера начались массовые демонстрации с лозунгами вроде «Нацистка, убирайся домой!», и Лени была вынуждена капитулировать. Но встретиться с Диснеем ей все же удалось. С этого — ожидания свидания с мультипликатором — начинается спектакль Олега Дмитриева «Синий свет».
В основе постановки — одноименная пьеса Миеко Оучи. Главные действующие лица: Лени Рифеншталь (Анжелика Неволина), Арнольд Фанк (Александр Быковский / Филипп Могильницкий), Йозеф Геббельс (Александр Быковский / Филипп Могильницкий), Уолт Дисней и Адольф Гитлер (обоих играет Евгений Серзин). Такой вот интересный состав, обещающий многое. Жаль, не всегда исполняющий.
Сюжет о создании каждым своей реальности — Диснеем — мультипликационной, Геббельсом и Гитлером — политической, Рифеншталь и Фанком — кинореальности — налицо. История проецирования выдуманного мира на судьбу — тоже вещь очевидная.
«Синий свет», давший название и пьесе Оучи, и спектаклю Дмитриева, — первый фильм Рифеншталь, отнюдь не ставший для нее самым теплым. Позже режиссер о нем сказала: «В „Синем свете“ я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез…» Эта фраза звучит и в работе Олега Дмитриева. В разных вариантах ее так или иначе проговаривают все персонажи. И сходящая с ума Лени, и Гитлер, которому суждено погибнуть, и набирающий популярность, но уже крепко взятый в тиски профсоюзов Дисней. Все — победители, и все — проигравшие. Все — гении, и все — злодеи, жертвы собственной одаренности.
Героиня Неволиной, путая вымысел с действительностью, прошлое и настоящее, говорит то медленно, старательно подбирая слова, будто цепляется за эту жизнь, подлинную; то излишне суетится, щебечет, и тогда кажется, что она уже по ту сторону реальности, в мире кино, в котором ей хочется успеть сделать все по максимуму и максимально быстро. Самый момент «переключения» актрисы не всегда удается отследить, благодаря чему и появляется ощущение вечного пограничья, рожденного напластованиями, наростами, спрессованиями множества миров. Правда, к финалу Анжелика Неволина все чаще теряет состояние напряжения неопределенности пространства и все больше истерикует. Ее Лени выглядит окончательно сломленной, измученной, раздавленной. Измученной смотрится и актриса, взявшаяся сыграть трагедию потери идеала гением от искусства.
Наиболее убедительным из всех видится Евгений Серзин, одинаково прекрасно смотрящийся в образе и полусумасшедшего коричневого диктатора Адольфа Гитлера, и притворно веселого безумца Диснея, чье первое появление в микки-маусных ушах, с мультяшным картавым голосом вызывает откровенное оживление в зале. Мотив создания империй по обе стороны океана, призрачности и эфемерности идеалов и в то же время откровенный диктат со стороны ее создателей Серзин отыгрывает четко и внятно, нигде не сбавляя обороты. Актер каким-то чудом выдерживает испытание ролью — даже двумя, не подчиняясь закону всеобщей повествовательной рыхлости, где в качестве побочных тем возникают и травмы детства; и военные истории, связанные с потерей брата; послевоенные истории обвинения Рифеншталь в потакании нацистским расправам; рассказы о ее безумии и бесконечных любовных связях с первыми лицами Рейха; игра в возможные варианты биографий; мечты о так и нереализовавшемся проекте «Пентиселея» и много о чем еще. Всего и не упомнишь — так много Олег Дмитриев решил уложить в полтора часа сценического действия, хорошенько снабдив его проекцией фрагментов картин Рифеншталь, документальных фотографий, анимационных лент Диснея.
Пока Лени ждала Диснея, она все жаловалась на духоту и бессмысленность процесса ожидания. Очень душно было и в Камерном зале МДТ. Душно от перенасыщенности историй на сцене. А смысл? А смысл каждый определяет сам, благо, тем было заявлено множество. Можно, к примеру, прийти домой и пересмотреть «Триумф воли» и «Олимпию» Лени Рифеншталь или «Белоснежку» Уолта Диснея — хорошее такое дело.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET