Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Габриэла Лупу
Газета ADEVARUL
<< к списку статей
ВИШНЁВЫЙ САД

ГОСТЬ В САЛОНЕ ЛЮБОВИ РАНЕВСКОЙ

Зрители, которым в заключении Национального Театрального Фестиваля повезло увидеть постановку Льва Додина "Вишнёвый сад", могут с уверенностью считаться баловнями судьбы, так как эта постановка представляет собой настоящую встречу двух гениев: Чехова и великого режиссёра Льва Додина.

Никогда ещё повесть о грустной судьбе одной дворянской семьи не была так похожа на конец света. В спектакле Льва Додина безжалостная вырубка сада и отъезд семьи Раневской в скитание представляется началом Апокалипсиса. Пройдет всего несколько лет после событий пьесы, и территория России такая, какой она была на протяжении веков, будет трагически опустошена катком истории. Вишнёвый сад — это русская душа, которая через некоторое время после написания пьесы будет замучена и жестоко убита. Старый порядок, традиции, вера и даже скучное благословление спокойной жизни исчезнет навсегда. Начиная с октябрьской революции и до наших дней русскому народу больше никогда не придется скучать. Русь матушка поглотит своих детей, убивая их миллионами, как обезумевшая Медея.

Этот предварительный показ Апокалипсиса, поставленный Львом Додиным, происходит на глазах зрителей. Зрительный зал представляет собой гостиную старого помещичьего дома, который новый хозяин богач Лопахин решит снести, потому что дом " который уже никуда не годится ", зрители здесь - молчаливые гости. Как большая драма семьи, так и личные драмы, неразделенная любовь, игры власти Лопахина – зрители пройдут через все это наравне с героями. Входные двери в зрительный зал переделаны в великолепные, из массивного дерева, двери помещичьей усадьбы. А когда зрители проходят через них, то становятся молчаливыми гостями великолепной Любови Раневской (которую Ксения Раппопорт играет с невыразимым очарованием и огромным драматизмом) и свидетелями ее трагедии. Но в финале зрители останутся пленниками этого заброшенного дома, как будто похороненные заживо вместе со стариком Фирсом.

Мир старых помещиков умер – ему на смену пришел мир Лопахина, дельца, чьим единственным богом казалось бы является презренный метал, деньги. Лопахин, запутавшись в сетях своей мести бывшим хозяевам от имени своих крепостных предков, разрушает все на своем пути. Не удовлетворившись местью только Раневской, для которой фатальным моментом всей ее жизни стала ситуация, когда она, обрабатывая его раны в детстве, ранила его гордость, назвав "мужичком" ("Не плачь, говорите, мужичок, до свадьбы заживет!"), Лопахин поневоле мстит и единственному живому существу, которое искренне его любит, Варе (в исполнении Елизаветы Боярской. Ее игра полна нюансов, света и теней, изящности и уверенности). Отношения Варя-Лопахин заходят благодаря Додину еще дальше, чем у Чехова. Здесь Лопахин соблазняет Варю для того, чтобы после лишения ее девственности, сухо спросить: " Вы куда же теперь, Варвара Михайловна?"

Став хозяином поместья - и усадьбы, и сада – Лопахин, опьяненный властью, начинает безумный, дикий, почти дьявольский, танец; влетает и вылетает сумасшедшим вихрем во все двери, занимает своим телом все пространство, овладевает всем одновременно - и вещами, и душами. "Шкафик – мой! Столик – мой! За все, за всех могу заплатить!" кричит он, как безумец. И так как все это кажется ему недостаточно унизительным для старых владельцев, в апофеозе своего сумасшедшего триумфа он, как хозяин дня, начинает петь хит Фрэнка Синатры "I did it my way!".

Уверена, что никогда и никто ещё не видел ни на одной сцене мира Лопахина более правдивого, более больного от власти, более дьявольского, жестокого, но соблазнительного как сам черт, чем додинский Лопахин, которого играет Данила Козловский, этот в буквальном смысле фантастический актер.

Но тем не менее победа Лопахина будет непродолжительной, напоминает нам Лев Додин, так как и Лопахина история сметет со сцены жизни с тем же цинизмом, с которым он «смел» Раневскую. В финале вишневый сад превратится в стену, за которой судьба пропасть и погибнуть всем персонажам. От жестокости истории не спасется никто, даже Лопахин. Коммунистический геноцид убьет и похоронит одновременно дворян и слуг, богатых и бедных.

Никто не сможет убежать от истории, предупреждает нас Лев Додин. «Даже ты, зритель! Так как и ты являешься частью этой «пьесы»!», словного говорит нам великий режиссёр.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET