Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Екатерина Павлюченко
("Невское время", 2 октября 2008 г.)
<< к списку статей
Снежная королева

Свои рога олень держит в руках.

"Снежная королева" открыла новый сезон в Малом драматическом театре - Театре Европы

Опыт создания постановки, как говорят в Малом, "для семейного просмотра", у известного петербургского режиссера Григория Дитятковского уже есть: его "Звездный мальчик", совсем несказочная сказка, идет на этой сцене более 10 лет.

"Снежную королеву" Евгения Шварца режиссер открывает тем же ключом. Никаких кринолинов, волшебных палочек, роз, которые оживают и умирают, - никакого видимого волшебства в истории о том, как Герда (Дарья Румянцева) отправилась за своим братом Каем (Максим Павленко), похищенным Снежной королевой (Анжелика Неволина), нет. Диалог с детьми Дитятковский ведет на равных, не заигрывая с ними. Показательно, что малышня отзывается на такое обращение чутким вниманием. Спектакль длится три (!) часа, что невероятно много для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тем не менее в зале стояла тишина, прерываемая лишь смехом.

Несмотря на драматизм многих поворотов сюжета, Дитятковский наполняет постановку множеством шуток: пара Воронов в камзолах (блистательный и остроумный дуэт Михаила Самочко и Ирина Бравинская) разговаривает исключительно "хором" и танцует изящный менуэт. Исполненный собственного достоинства Северный олень, сыгранный Георгием Цнобиладзе, обладает эстонским акцентом, что "оправдывает" его медлительность. В королевском дворце, куда по дороге в царство Снежной королевы попадает Герда, то и дело верещит сигнализация, которую пультом выключает появляющийся придворный...

Сценография Николая Слободяника скупа на сказочные приемчики и цвета. Максимум, что позволяет себе художник, - это триколор: черный, белый и красный. Гигантские отрезы прозрачного полиэтилена служат то задником, то шторами, делящими сценическое пространство на несколько кинематографических планов: ближний, средний и дальний. Скомканный полиэтилен становится глыбами льда, в которых мерзнет Кай. Все очень просто. Только дважды Слободяник позволяет себе "улыбнуться": давая Воронам в руки... их клювы, надетые на палочки, как лорнет. Северный олень свои рога также держит в руках.

Есть и несколько открытых приемов. Начинает действие, как на утренних новогодних елках, конферансье, Сказочник (Анатолий Колибянов) в шапке-ушанке и в варежках на резинках. Он становится сквозным персонажем, следующим за Гердой след в след, комментируя события. Скрипы дверей, шарканье ног, шипение чайника и другие звуки спектакля создают при помощи сподручных средств - веника, рук, щеток - артисты в черных костюмах и париках, стоящие в левом портале сцены.

Даже явление Снежной королевы - всегда столь ожидаемое и будоражащее воображение, в спектакле Дитятковского просто как дважды два. Королева поднимается на раскладывающуюся лестницу, которую ей ставят, садится сверху нее как на трон, а деревянные ступени обматывают белой материей. Несколько движений руками по этому полотну - и рождается ощущение несущихся по заснеженным просторам саней.

Ничего не выискивая, не мудрствуя лукаво, не разливая сладкого сиропа и не стремясь к показному волшебству, Григорий Дитятковский сочинил спектакль, одновременно собранный как конструктор, от шага к шагу, деталь к детали, и в то же время невероятно лирический. Без излишнего морализаторства и пафоса, однако с очень точно и очень четко расставленными акцентами.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET