Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Катерина Павлюченко
(Невское время. 2008. 10 апреля. С. 20.)
<< к списку статей
Тень стрелка

Поэт, торговец и "Тень стрелка".

На камерной сцене Малого драматического театра - Театра Европы продолжаются премьерные показы спектакля "Тень стрелка" по одноименной пьесе Шона О'Кейси в постановке Олега Дмитриева.

Стул, стол, кровати, ширма, абажур, трюмо, зеркало, картины, шкаф, сухие цветы и запыленные статуэтки... В этой тесной, загроможденной комнатке обитают двое: поэт Донэл Дэворен и торговец музыкальными инструментами Шейман Шилдс. Он водит дружбу с сомнительными элементами, один из которых в самом начале истории оставит сожителям чемодан, наполненный бомбами, а сам в тот же день бесславно погибнет от английских пуль.

Действие происходит в борющейся с Британией за свою независимость Ирландии 1920-х годов. И нервный, суетливый Шилдс (остроумно сыгранный Олегом Дмитриевым) - типичный ирландец того времени: затравленный, запуганный, с шипящим голосом раздавленного зверька. В моменты наиболее эмоциональные мечет слова с бешеной скоростью и припадает к распятию.

Его антагонист - Донэл Дэворен (Игорь Черневич), небрежно накинув шелковый халат, устало обведет глазами свое унылое холостяцкое хозяйство, с тоской посмотрит на соседа и удалится за ширму справить малую нужду. Идеи сопротивления его не волнуют. Он в них давно разочарован. Отдать свою жизнь за идею, по его мнению, глупо, нелепо, никчемно. Единственное его желание - дописать стихотворение.

Волей случая (вернее, дурацких обывательских домыслов) Донэла принимают за подпольного стрелка национальной ирландской армии. И однажды утром его жилище наполняется всеми соседями по дому. И у каждого срочное и очень секретное дело.

Соседи - галерея восхитительных характерных портретов, филигранно выписанных великолепными додинскими актерами. Вот пришел требовать расплатиться за долги хозяин дома - уморительный и трогательный еврей (Олег Рязанцев), вроде безобидный, но непереносимо липучий. Его - в дверь, он - в окно. Причем в прямом смысле. Или супруги Григсоны (Наталья Акимова и Александр Завьялов). Он - красномордый забулдыга. Упрям. Особенно когда выпьет. Она -затюканная муженьком маленькая женщина со смешными школярскими косичками-ракушками на голове, приседающая под ударами, которые отвешивает ей - Библией! - благоверный. Или громогласная мисс Хендерсон в исполнении колоритной Марии Никифоровой. Пришла к Донэлу подписывать кляузу. Такая, с позволения сказать, дама была в каждой советской коммнуналке.

На них, этих истеричных от ужаса патриотов, Донэл смотрит как на душевнобольных, не считая нужным разговаривать на равных с невменяемой компанией. Единственное, что привлекает его в сложившейся ситуации, - интрижка с девочкой Минни (Алена Старостина), которая влюблена в него, потому что тоже считает его стрелком. Быть "тенью стрелка" До-нэла устраивает. Он ничего не теряет. Однако жизнь по О'Кейси - и по Дмитриеву - распорядится иначе. Сам того не желая, Донэл подставит Минни. Когда в дом нагрянет обыск карательного отряда во главе с обезумевшим от страха и виски мальчишкой-солдатом (Станислав Никольский), Минни заберет чемодан со взрывчаткой к себе, чтобы спасти возлюбленного, а Донэл ее не остановит. Струсит. Девчонку расстреляют. И окажется, что быть тенью даже стрелка - подло, низко, жестоко.

Самые страшные пороки - бездействие и малодушие. И если, к примеру, Чехов своим непутевым героям, неспособным на поступки, сочувственно улыбался, как нашалившим детям, то О'Кейси (а следовательно, и Дмитриев!) жесток. Он оставляет Донэла один на один с неразрешимым вопросом: как после случившегося жить дальше?..

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET