Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы Купить билеты |
О ТЕАТРЕ ЛЕВ ДОДИН НОВОСТИ ОСНОВНАЯ СЦЕНА КАМЕРНАЯ СЦЕНА ИСТОРИЯ ПРЕССА
рус | eng
Дарья Николаева
(Театральный Петербург. 2008. 16 - 30 апреля.)
<< к списку статей
Тень стрелка

В тени О'Кейси

"Тень стрелка", последнюю премьеру Камерной сцены Малого драматического театра, режиссер Олег Дмитриев репетировал долго и основательно. С полным погружением в текст, написанный Шо-ном О'Кейси. Нет, разумеется, перенестись из России XXI столетия в Ирландию начала XX века не под силу даже такому большому волшебнику, как МДТ. Речь о том, что Дмитриев скрупулезно и тщательно втолковывал артистам, что же там стряслось в этой далекой стране около ста лет назад. И почему до сих пор существует, мягко говоря, прохладца в отношениях Британии и Ирландии.

А резня, если верить учебникам истории, там была страшная. По большому счету, ирландцы боялись высунуться лишний раз из дому. И потом тихо сходили с ума, каждый в своей "конуре".

В таком заваленном мусором и загроможденном всевозможной мебелью пространстве предстают перед зрителями главный герой - поэт: Донэл Деворен (Игорь Черневич) и его сосед (эта роль невероятно остроумно сыграна режиссером спектакля Олегом Дмитриевым). Первый величественно и устало поведет глазами по бедному и неухоженному холостяцкому убранству, накинет небрежно шелковый халат, с той же ленцой (и крайне физиологично) справит за ширмой малую нужду. Наступило утро. День начинается. Донэлу чертовски нужно закончить свое стихотворение. Однако этому не суждено состояться.

В малюсенькую комнатенку постепенно набивается уйма народу. А если быть точнее: все соседи по дому поэта и его компаньона. Каждый из них - отдельно и внимательно выписанный

характер. Вот забавная и затюканная мужем-пьяницей миссис Григсон (Наталья Акимова), приседающая под щелбанами, которые отвешивает ей Библией благоверный.

Мистер Григсон в исполнении яркого Александра Завьялова - краснорожий детина. Типичный забулдыга, который силится сохранить свое лицо. Упрям. Особенно когда выпьет.

Вот пришел требовать расплатиться за долги и хозяин дома. Уморительный и трогательный еврей (Олег Рязанцев), вроде безобидный, но непереносимо липучий. Его в дверь, он в окно. Причем в прямом смысле.

Или, еще, мистер Шилдс, которого играет Дмитриев. Смешной маленький человечек, который панически боится умереть и испортить прическу. Судя по тому, с каким рвением он поправляет на себе сеточку для волос, - страхи по тому и по другому поводу примерно одинаковы. Но когда с улицы и правда начинают доноситься выстрелы, он с возмущенно поднятого голоса переходит на змеиный сип. Страшно очень, а кричать нельзя. Вот и получается какой-то звук сдавленного шарфом горла.

А еще есть малышка Мини (Алена Старостина). Девушка, влюбленная в поэта.

И у каждого к Донэлу - срочное дело. Дело в том, что вся эта разномастная свора (одержимая при всей своей дурости идеей патриотизма) трется вокруг Донэла по одной простой причине - все они принимают его за тайного ирландского стрелка. И этот ореол таинственности притягивает их, как мотыльков свечной огонь. И едва ли не в первую очередь Мини, готовую жизнь отдать за своего "героя".

Жизнь она действительно за него отдаст. В комнате поэта окажется подложенный чемодан с бомбами. Мини заберет его себе. И когда начнется обыск и бомбы найдут, несчастную девочку застрелят. За "кадром". Однако привитому натурализму Дмитриев верен до конца. Потому на сцену после конца обыска выползают кто в разорванных штанах, а кто и вовсе без них, окровавленные, изрезанные персонажи.

И это, если верить спектаклю, - дело рук всего-то двух-трех обезумевших от выпитого виски мальчишек-наемников из карательного отряда.

И в этот момент цепь истории неожиданно распадается на две части: о несвободной Ирландии, и о том, как один человек подставил другого, ни в чем не повинного. Не уберег. Смалодушничал. И в единую композицию эти два финала никак не объединяются.

Наверх


Билетная система - СмартБилет


Разработка сайта - SPBNET